Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/u183777/world2warru/engine/modules/static.php on line 147 Версия для печати > танк PzKpfw I
Главная > танк PzKpfw I

Технические характеристики лёгкого танка PzKpfw I



На полигоне "Кама" с июня 1930 года проходил испытания и разработанный в Германии фирмами "Krupp" и "Rheinmetall-Borsig" образец легкого танка Leichttraktor ("Легкий трактор"). Боевая машина с экипажем из 4 человек при массе 9 т развивала скорость до 36 км/ч. 100-сильный двигатель располагался в носовой части корпуса. В смещенной к корме башне устанавливались 37-мм пушка и пулемет. В ходе испытаний у танка часто перегревался мотор, быстро изнашивались гусеницы. После возвращения в Германию дальнейшие работы над этой машиной были прекращены.

В конце октября 1927 года началось проектирование трехбашенного танка, получившего обозначение Neubaufahrzeug ("Машина новой постройки"). Он имел клепано-сварной корпус и сварные башни, расположенные в один ярус по диагонали. В главной башне устанавливались лафет из двух спаренных орудий калибра 75-мм и 37-мм и пулемет MG-13 в шаровой установке. Каждая из малых башен также вооружалась пулеметом MG-13. В отличие от всех других немецких танков ведущие колеса у Neubaufahrzeug находились в корме. Три танка фирмы "Krupp" были изготовлены из броневой стали, имели башни прямоугольной формы и пушки, расположенные горизонтально. Две машины фирмы "Rheinmetall-Borsig", выполненные из обычной стали, имели конические башни и пушки, размещенные вертикально. Прототипы танка Neubaufahrzeug, или сокращено Nb.Fz. в Советском Союзе не испытывались, поскольку 15 сентября 1933 года, вскоре после прихода к власти Гитлера, советско-германское военное сотрудничество было свернуто.

Совершенно очевидно, что опытно-конструкторские работы в области танкостроения, проводившиеся в 20-е годы немецкими инженерами как в самой Германии, так и за ее пределами, заложили тот фундамент, на основе которого впоследствии были осуществлены весьма удачные разработки танков, участвовавших в сражениях Второй Мировой войны. Одной из первых стал легкий танк Panzer I.

Обычно создание массовых германских танков связывают с приходом к власти национал-социалистов. Это не совсем верно. Еще в 1931 году инспектор автомобильных войск Рейхсвера генерал-майор Освальд Луц выдвинул идею формирования крупных танковых соединений, оценив при этом достигнутые к тому времени результаты по постройке танков в Германии как неудовлетворительные. Находясь под сильным влиянием начальника своего штаба подполковника Гейнца Гудериана, он отдал указание приступить к проектированию танка массой 5000 кг для использования его в учебных целях. До сих пор для этого в войсках применялись деревянные макеты танков, смонтированные на легковых автомобилях.

Заказ на проектирование получили сразу четыре фирмы: "Daimler-Benz", "Rheinmetall-Borsig", "Maschinenfabrik Augsburg-Nurnberg" (MAN) и "Krupp". У последней уже был готовый проект "малого трактора" LKA, разработанного инженерами Хогельлохом и Вёльфертом. В целях дезинформации танку присвоили название LaS (Landwirtschaftlicher Schlepper - сельскохозяйственный тягач). Первый прототип был готов в июле 1932 года.

Производство опытных образцов машины 1 LaS "Krupp" было поручено фирме "Henschel", которая летом 1933 года отправила на испытания в Кумерсдорф первые пять прототипов танка. Испытания показали низкую надежность конструкции танка, особенно его трансмиссии и ходовой части. Их доработка была направлена, главным образом, на повышение прочности. В результате три опорных катка вместе с ленивцем скрепили общей балкой и добавили три поддерживающих катка на сторону.

Корпус и башню машины проектировали на фирме "Daimler-Benz", которая впервые применила для них клепано-сварную конструкцию. Следующая предсерийная партия из 15 машин собиралась уже на пяти заводах: "Krupp-Gruson", "Daimler-Benz", "Henschel", "Rheinmetall-Borsig" и "MAN" (по три машины на каждом). Это было сделано с целью привлечения дополнительных подрядчиков и подготовки этих предприятий для будущего массового производства танков (персонал и оборудование) и приобретения ими опыта в создании новых боевых машин.

Первые серийные шасси изготовили в декабре 1933 года на заводах "Krupp-Gruson". Следующую партию в феврале 1934 года выпустила фирма "Henschel" (первая машина покинула предприятие 3 февраля), а к концу апреля были полностью готовы 15 танков. В сентябре их передали трем ротам Kraftlehr Kommando Zossen (Учебное подразделение автомобильных войск в Цоссене). Месяц спустя Kraftlehr Kommando преобразовали в 1-й танковый полк, а на базе аналогичной части в Ордурфе сформировали 2-й танковый полк. Так создавались первые части Панцерваффе.

Летом 1935 года машины обоих полков приняли участие в учениях близ Мюнстера. Вскоре танк 1 LaS "Krupp" сменил название на Pz.Kpfw.I Ausf.A (Ausfuhrung - модель, тип). В это же время была принята и сквозная система обозначений для всех подвижных средств Вермахта - Kraftfahrzeuge Nummersustem der Wermacht. По этой системе танк Pz.I и его последующие модификации имели номера от Sd.Kfz.101 до Sd.Kfz.120 (Sd.Kfz. - Sonderkraftfahrzeug - машина особого назначения, спецмашина), а командирский вариант - Sd.Kfz.265.

Эксплуатация показала, что танки версии Ausf.А нуждаются в модернизации, главным образом, в замене силового агрегата. Стало очевидным, что мощности 57-сильного двигателя Krupp M305 недостаточно. Не помогла и осуществленная в опытном порядке установка на Pz.I Ausf.A дизельного двигателя Krupp М601 мощностью 60 л.с. при 2200 об/ мин. Проблему удалось решить, смонтировав на танк шестицилиндровый бензиновый мотор Maybach NL 38TR мощностью 100 л.с. Поскольку этот мотор был заметно больше прежнего, пришлось удлинить корпус на 400 мм. В результате в ходовой части появилась еще одна пара опорных катков, а ленивец был немного приподнят над уровнем земли. Кроме того, изменились задняя стенка и крыша моторно-трансмиссионного отделения. Выхлопную трубу вывели через задний борт, в отличие от Pz.I Ausf.A, имевшего две выхлопные трубы по бортам.

На машинах первых серий использовались пулеметы MG-13, которые позже заменили на более современные MG-34. С 1936 года боезапас увеличили до 90 магазинов. Танк получил новую приемопередающую радиостанцию FuG 5. Запас топлива увеличился на 2 л. При этом его расход, по сравнению с Pz.I Ausf.A, возрос со 100 л до 125 л на 100 км. Во всем остальном обе модификации были практически идентичными.

Всего было выпущено 477 танков Pz.Kpfw.I Ausf.A (349 - на заводах "Henschel" и 128 - на заводах "MAN").

Производство танков модификации Ausf.В велось на заводах "Henschel", "Krupp-Gruson" в Магдебурге, а с 1936 года на заводах "MAN" в Нюренберге и "Wegmann" в Касселе. Их выпуск продолжался до середины 1937 года. За это время было изготовлено 1016 танков Pz.I Ausf.B, а фирмой "Wegmann" в 1938 году еще 22 корпуса. Серийные номера этих машин: от № 10 478 до № 15 000 и от № 15 201 до № 16 500. Прерывность серийных номеров применяли в целях дезинформации. Ремонт машин обеих модификаций проводился на немецких заводах или на предприятиях оккупированных стран, например, на заводе "Ceskomorawska-Kolben-Danek" (CKD), который после аннексии Чехии был переименован в "Bohemische-Mahrische Maschinenfabrik".

Из-за малой надежности на дальние расстояния танки перевозились на автомобилях. Для этого в Германии разработали несколько моделей тяжелых грузовиков грузоподъемностью 8800-9500 кг. Наиболее массовыми были Bussing-NAG 900 и 900А, Faun L900D567. Для транспортировки танков использовались и трофейные машины: чешские Skoda 6VTP6-T и Skoda 6K, Tatra T81, французские Laffli S45TL, Bernard и Willeme. Также на вооружении Вермахта состояли специальные прицепы Sd.Anh.115 грузоподъемностью 8000 кг и Sd.Anh.116 грузоподъемностью 22000 кг (Sd.Anh. - Sonder Anhanger - специальный прицеп). В качестве тягловой силы для них применялись тяжелые колесные тягачи типа Hanomag SS100 или полугусеничные 18-тонники Sd.Kfz.9 фирмы "Famo", хотя Panzer I спокойно буксировался даже восьми- и пятитонными тягачами.

15 сентября 1939 года управление вооружений Третьего Рейха приняло решение о разработке легкой боевой машины, которую можно было бы использовать как разведывательную, а также для поддержки воздушно-десантных операций. Последнее подразумевало возможность перевозить ее по воздуху тяжелыми транспортными самолетами.

Над проектом танка, получившим название Pz.I nA VK 601 (nА - neuer Art - новый тип), совместно работали фирмы "Krauss-Maffei" и "Daimler-Benz". На первой изготавливалось шасси с шахматным расположением катков, конструкцию которого разработал инженер-полковник В.Книпкамп, на второй были спроектированы башня и корпус. Машина получила армейский индекс Pz.I Ausf.C, но с предыдущими моделями Pz.I ничего общего не имела.

Корпус танка сваривался из катаных броневых листов максимальной толщиной 30 мм. В сварной башне устанавливались 20-мм автоматическая пушка EW 141 и спаренный с ней пулемет MG-34. Вертикальный угол наведения колебался от -10 градусов до +20 градусов. Огонь велся с помощью телескопического прицела TZF 10. Карбюраторный 6-цилиндровый двигатель Maybach HL 45P мощностью 150 л.с. и трансмиссия с восьмискоростной коробкой передач (8+2) обеспечивали танку неплохие динамические характеристики. Ходовая часть состояла из пяти опорных катков на борт, расположенных в шахматном порядке. Ведущее колесо впереди, направляющее - сзади. Подвеска - индивидуальная, торсионная.

С июля по декабрь 1942 года цеха фирмы "Krauss-Maffei", производившей окончательную сборку танков, покинули 40 (по другим данным 46) боевых машин. Две из них в начале 1943 года проходили испытания в 1-й танковой дивизии на Восточном фронте. Остальные вошли в состав 58-го резервного танкового корпуса.

Последней модификацией танка Pz.I стала модель Ausf.F. Опыт Польской кампании показал, что использование легких танков Pz.I для непосредственной поддержки пехоты неэффективно по причине их недостаточного бронирования. Тогда в недрах Управления вооружений и возникла идея создания хорошо бронированного танка для сопровождения пехоты, а заодно и для выполнения полицейских функций. Несмотря на то, что такая машина не вписывалась в систему вооружения Панцерваффе, 22 декабря 1939 года фирмы "Krauss-Maffei" и "Daimler-Benz" получили задание на ее разработку. Впрочем, требования к танку были весьма противоречивы, а задание - неконкретным. Проект вскоре отложили, и вновь к нему вернулись только зимой 1941/1942 года. Тактико-технические характеристики были уточнены с целью придания машине боевых свойств, необходимых, главным образом, для ведения борьбы с партизанами.

Корпус нового танка, получившего обозначение Pz.I nA vers VK 1801 (verstarkt - усиленный), спроектировала фирма "Daimler-Benz". В лобовой части толщина бронелистов достигала 80 мм. В качестве силовой установки использовался двигатель Maybach HL 45P - такой же, как и на Pz.I Ausf.C. Но сейчас его мощности в 150 л.с. хватало, чтобы разогнать небольшую, но тяжелую машину лишь до 25 км/ч. Однако такую скорость, учитывая задачи для которых предназначался танк, признали достаточной. На первом прототипе устанавливалась коробка передач ZF SSG 47, на втором прототипе VK 1802 и на серийных машинах - четырехскоростная коробка (4+1) с предварительным выбором передач Maybach VG 15319. Благодаря применению гусениц шириной 540 мм, танк имел исключительно хорошую проходимость, а за счет шахматного расположения опорных катков и торсионный подвески - плавность хода.

Вооружение состояло из двух пулеметов MG-34, установленных в общей маске. Стволы пулеметов прикрывали броневые кожухи. Вертикальный угол наведения составлял от -10 до +20 градусов. Прицел - бинокулярный телескопический TZF 8.

Башня танка имела весьма оригинальную конструкцию. Цилиндрическая по сути, снаружи она имела коническую форму за счет пустотелой "юбки". Вращение башни осуществлялось с помощью механического механизма поворота. На крыше башни были смонтированы пять перископических приборов наблюдения. К концу 1942 года выпустили 30 танков Pz.I Ausf.F, после чего заказ аннулировали. В 1943 году 8 машин отправили на Восточный фронт в 1-ю танковую дивизию, в ней, по-видимому, и проходили войсковые испытания. По некоторым данным, на 1 июля 1943 года 7 машин имелось в составе 12-й танковой дивизии. Остальные использовались, и весьма удачно, в операциях против партизан на территории СССР и Югославии.

По крайней мере, три танка Pz.I Ausf.F были захвачены Красной Армией. Один из них расстреляли в Кубинке во время испытаний. Другая машина сохранилась и экспонируется там же, в Музее бронетанкового вооружения и техники. Ausf.F, захваченный югославскими партизанами, можно увидеть в военном музее в Белграде.


Вернуться назад
{links}